Предновогоднее интервью с генеральным директором ОАО «БЕЛАЗ» – управляющей компании холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» Петром ПАРХОМЧИКОМ

10 января 2013

 

– Петр Александрович, подходит к завершению 2012 год. Расскажите, пожалуйста, каким он был для нашего холдинга в целом и для управляющей компании в частности.

– В канун Нового, 2013 года мы можем с уверенностью сказать, что уходящий год стал временем поступательного развития холдинга в целом и каждого из предприятий в частности. В подтверждение своих слов приведу несколько цифр. По предварительным данным в этом году рост объема продукции в сопоставимых ценах составит 123,4 процента. Это значит, что мы увеличили производство по отношению к рекордному для нас 2011 году. Мы не только сохранили достигнутые показатели, но и превзошли их. Как следствие, в этом году экспорт товаров должен составить более одного миллиарда долларов, а положительное сальдо – более 380 миллионов долларов. То есть мы выполняем важную экономическую задачу: привносим в бюджет страны валюту и тем самым укрепляем экономическую безопасность государства.

Думая о будущем, о борьбе за рынки, мы активно вкладываем средства в развитие производства. Инвестиции этого года по холдингу достигнут цифры в 525 миллиардов рублей. В 2013 году по холдингу планируется освоить инвестиций в основной капитал на сумму 830,3 миллиарда рублей.

За этими цифрами стоит труд более чем 14,5 тысячи работников холдинга. Все, что мы делаем, направлено в конечном счете на благополучие каждого труженика нашего коллектива. Хорошая заработная плата это тоже один из важнейших экономических показателей успешности. В целом за год среднемесячная зарплата по холдингу составит 5 115 тысяч рублей.

В планах на 2013 год у нас дальнейший рост объемов производства, и как следствие – увеличение заработной платы.

Что касается управляющей компании, то ОАО «БЕЛАЗ» внесло основной вклад в итоги работы холдинга. БелАЗ обеспечил 94 процента поставок продукции на экспорт нашей холдинговой компании. Цифра говорит сама за себя.

– Как холдинг в целом, так и Белорусский автозавод завершают год с хорошими показателями. А как обстояли производственные дела в других предприятиях холдинга?

– Отрадно отметить, что общий хороший результат стал совокупным итогом деятельности каждого из предприятий холдинга. Рост производства на Могилевском вагоностроительном заводе составит более 158 процентов. В декабре этого года производство вагонов достигло цифры в 2500. Для сравнения, в прошлом году было собрано чуть более 1 500 вагонов.

Высокие результаты работы демонстрирует ОАО «Кузлитмаш», которое размещено в городе Пинске. Перед вхождением в производственное объединение предприятие переживало непростые времена. За 2011–2012 годы им удалось загрузить производственные мощности, нарастить объемы производства, стабилизировать финансовое положение. Темп роста по товарной продукции составит рекордные для предприятий нашего холдинга 308,9 процента. Такие объемы достигнуты за счет наращивания производства продукции путем расширения номенклатуры деталей и узлов, изготавливаемых для ОАО «БЕЛАЗ», и сохранения номенклатуры кузнечно-прессового оборудования. Можно сказать, так мы дали им возможность исправить положение дел, а они этим умело воспользовались.

Хорошие результаты по итогам года и у ОАО «БелАЗ-сервис». Рост товарной продукции в сопоставимых ценах составит 187 процентов, экспорт увеличился в 3,6 раза. На этом предприятии, где трудятся 50 человек, выручка от реализации продукции в  фактических ценах составила 59 миллиардов рублей.

БелАЗ внес основной вклад в высокие объемы экспорта. Завоевание новых рынков и сохранение традиционных – два основных вектора маркетинговой политики любого предприятия. Петр Александрович, в связи  этим попрошу ответить на такой вопрос: насколько успешна деятельность Белорусского автозавода в этих направлениях?

– Понятно, что за хорошими итогами работы стоит большой труд тысяч людей. Сегодня мало произвести – нужно реализовать продукцию. А здесь не все зависит только от нас. Есть рынок, который периодически переживает подъемы и спады, и мы должны работать порою на опережение, быть гибкими, бороться за своего потребителя.

 В 2012 году продукция ОАО «БЕЛАЗ» была поставлена в 32 страны мира, при этом на российский рынок отгружено более 65 процентов  нашей карьерной техники.

Нужно понимать, что продажа техники проходит в острой борьбе с конкурентами. Несмотря на активное противостояние других компаний, мы укрепили свои позиции в странах традиционных поставок: Китае, Вьетнаме, Иране, Монголии, КНДР, странах Восточной Европы. А также осуществили  поставки на новые перспективные рынки – Индии, Индонезии, Финляндии, Австралии, ЮАР. Вне СНГ мы продали 14 процентов карьерной техники. В 2013 году продолжим активную политику по увеличению поставок в страны так называемого дальнего зарубежья.

Хочется сказать несколько слов и о белорусском рынке карьерных самосвалов. В этом году РУПП «Гранит» приобрел 15 самосвалов грузоподъемностью 55 и 60 тонн. Это в три раза больше, чем в 2011 году.

– Какие факторы позволяют добиваться успехов на рынке?

Значительная роль в поставках продукции на внешние  рынки отводится согласованной работе структур товаропроводящей сети – дилерских и сервисных центров, призванных оперативно решать вопросы продвижения, сбыта, гарантийного и послегарантийного обслуживания техники в регионах эксплуатации. Через структуры ТПС реализуется более 90 процентов выпускаемой предприятием продукции.

Сейчас в состав товаропроводящей дилерской сети входит 61 субъект, в том числе 29 – с белорусским капиталом, среди которых: генеральный дистрибьютор ЗАО «Торговый дом «БелАЗ» и 28 дилеров (13 – с правами сервисного центра), в том числе в странах СНГ – 16 дилеров, в дальнем зарубежье – 12. В 2012 году статус дилера получили организации в Индонезии, Австралии, Индии.

В прошедшем году была продолжена и оптимизация  сервисных центров, проведено укрепление центров c белорусским капиталом.

В 2013 году товаропроводящая сеть будет расширяться за счет создания новых субъектов ТПС на новых перспективных рынках. Также планируется организация дилерских и сервисных предприятий на новых месторождениях по мере их освоения.

– Сейчас полным ходом идет строительство новых цехов. Это самая крупная стройка на предприятии за последние 20 лет. Что должны дать заводу новые производственные мощности в ближайшей перспективе?

– По нашим прогнозам доля техники  грузоподъемностью свыше 90 тонн в общих объемах потребления будет расти. Поэтому мы начали строительство дополнительных производственных площадей блока цехов № 3 для развития производства карьерных самосвалов грузоподъемностью 320–450 тонн и корпуса для обкатки и отделки карьерных самосвалов грузоподъемностью 90–450 тонн. В 2013 году эту стройку завершим и будем готовы обеспечивать рынок необходимым количеством техники хорошего качества. Мы прогнозируем новые вызовы рынка карьерной техники и готовы на них ответить. Данная стройка имеет большое значение не только для нашего холдинга, но и для всей страны. Ход работ по возведению новых производственных мощностей находится на личном контроле у Премьер-министра Республики Беларусь Михаила Мясниковича.

Всего по данному проекту освоено инвестиций в основной капитал на сумму 272,7 миллиарда рублей, в том числе на строительно-монтажные работы затрачено 81,6 миллиарда рублей,  на приобретение оборудования – 191,1 миллиарда рублей.

– Осенью этого года на базе производственного объединения создан холдинг, БелАЗ стал управляющей компанией. Петр Александрович, что изменилось на уровне взаимодействия предприятий, входящих в холдинг, и что изменилось для рядового сотрудника теперь уже холдинга?

– Создание холдинга – требование времени. Взаимоотношения предприятий внутри холдинга упростились, что облегчило внутриэкономические отношения. А это позволяет быть нам более мобильными в производственных вопросах, что сказывается благоприятно на общем экономическом развитии.

Создание холдинга не ухудшило положение работников предприятия. Каждый труженик защищен не только законодательством, но и коллективным договором, действие которого никоим образом не ограничилось. Сейчас идет работа по заключению нового коллективного договора, который сохранит все сильные  стороны ныне действующего.

– В следующем году Белорусский автозавод отметит свое 65-летие. Какие знаковые мероприятия ожидают нас в 2013-м году?

– Администрацией предприятия запланирован целый ряд мероприятий, посвященных юбилею. Основные из них по традиции  пройдут в сентябре. ОАО «БЕЛАЗ» – одно из ведущих предприятий машиностроения Беларуси, и поэтому важное место мы отводим событиям, связанным с производственной жизнью.

В 2013 году завершим  строительство новых цехов. А самым важным знаковым событием должен стать сход со стапелей 450-тонного самосвала. Сегодня большегрузы конкурентов превосходят наш 360-тонник на 3 тонны. Так  вот наш новый самосвал станет самым могучим в мире.

– Петр Александрович, на каком этапе находятся  работы по созданию этого  гиганта?

– Управлением главного конструктора уже завершена разработка конструкторской документации на основные узлы карьерного самосвала БелАЗ-75710 грузоподъемностью 450 тонн: редуктор мотор-колес, ведущие мосты, раму, подвеску, элементы рулевого управления и гидравлических устройств. Ведется технологическая проработка изготовления наиболее сложных узлов и деталей карьерного самосвала.

В данный момент идет согласование изготовления и поставки на завод покупных изделий, таких как элементы силового электропривода, подшипники опорно-поворотного устройства и прочее. На начало следующего года запланировано изготовление редукторов, элементов опорно-поворотного устройства. Конструкторы и технологи нашего завода продолжают вести разработку технической документации на остальные системы и узлы карьерного самосвала.

Завершение выдачи конструкторской документации запланировано на март 2013 года. Это первая машина, технологическая проработка и изготовление которой начались раньше выпуска окончательной технической документации, что позволяет значительно уменьшить сроки от начала проектирования до выпуска готовой продукции. Так что в следующем году попытаемся удивить весь мир.

                                                                                                                                       Сергей Конон


← Список новостей за 2013 год