Новый виток модернизации 130-тонника

10 января 2013

 

 

Уже без малого 15 лет карьерный самосвал БелАЗ-7513  является визитной карточкой нашего предприятия – в июле текущего года выпущен двухтысячный юбилейный 130-тонник. Усовершенствованная специалистами Белорусского автозавода конструкция самосвала дает возможность эксплуатировать его в сложнейших горнотехнических условиях глубоких карьеров, причем в различных климатических зонах – при температуре от минус 50 до плюс 50 градусов по Цельсию. А новый виток модернизации позволит его 131-й модификации оставаться популярной еще долгое время. В чем же суть данного  мероприятия? Об этом мы попросили рассказать Владимира Загорского, начальника конструкторского бюро подвесок отдела гидравлики УГК НТЦ.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Как известно, подвеска автомобиля предназначена для снижения динамических нагрузок и обеспечения равномерного распределения их на опорные элементы при движении автомобиля, а также служит для повышения тяговых качеств машины. Не секрет, что карьерные самосвалы марки «БелАЗ» эксплуатируются порой в очень сложных условиях. Естественно, на плохих  дорогах с массой неровностей очень часто возникают пиковые нагрузки, из-за чего резко возрастает давление внутри пневмогидравлических цилиндров подвески. Накапливаемость подобных циклов, как объяснил Владимир Васильевич, приводит к неблагоприятным последствиям, причем не только для самих цилиндров, где особенно страдает их основной элемент – манжета, но и для всех узлов и систем машины. В общем, чем хуже дороги, тем быстрее техника выходит из строя.

Перед конструкторами всегда стояла задача по максимальному снижению нагрузок как на подрессоренную массу (всё, что выше подвески) самосвала БелАЗ-75131, так и на неподрессоренную (непосредственно соприкасающуюся с поверхностью дороги), чтобы максимально продлить срок службы всех узлов и систем машины, увеличив ее пробег до 800 тысяч километров (8–10 лет эксплуатации в зависимости от условий) и время работы в карьере без простоев (за исключением планового проведения технического обслуживания). КБ подвесок необходимо было добиться того, чтобы манжета в цилиндре подвески и вкладыши шаровых опор менялись один или два раза за весь срок эксплуатации. У основных конкурентов такая замена манжет производится примерно через 250–300 тыс. км, и это при том, что их самосвалы чаще всего используются

там, где более легкие условия эксплуатации (по причине дороговизны ремонта).

УСИЛЕНИЕ ПОДВЕСКИ

По словам Владимира Загорского, в основе усовершенствований карьерного самосвала БелАЗ-75131 лежит усиление подвески. В частности, увеличены диаметры штока и шаровых опор пневмогидравлических цилиндров подвески. Диаметр штока заднего цилиндра до модернизации был 250 миллиметров, а теперь стал 280 мм, переднего – изменился с 220 до 250 мм. В результате давление внутри цилиндров значительно снизилось, поэтому возникающие в них пики напряжений оказывают меньшее влияние на ресурс элементов цилиндра. Увеличивается долговечность манжеты, а соответственно и пробег машины. Причем на иностранных аналогах самосвалов данного класса пневмогидравлические цилиндры подвески имеют еще большую  массу при том же размере диаметра штока, чем наши цилиндры после модернизации.

Второй момент – увеличен диаметр шаровых опор: сзади таковые были 150 мм, а стали  180 мм, спереди изменились со 120 до 150 мм, что позволило снизить нагрузки на вкладыши и соответственно увеличить их ресурс.

Одновременно проведены и сопутствующие мероприятия. Например, внедрена очистка внутренних полостей цилиндров подвески дробеструйной обработкой: в сварочном цехе есть специальная установка,     с помощью которой острой сеченой дробью отбивается вся  окалина на стенках штока, т.к. травление после нормализации было малоэффективным. В дальнейшем планируется произвести замену материала, из которого изготовляется манжета.

В рамках разработки документации и выпуска извещения №46 от 29 января 2010 года был задействован весь коллектив конструкторского бюро подвесок. С самого начала в этой теме принимали участие начальник КБ Владимир Загорский, инженеры-конструкторы Сергей Пилипенко, Олег Левшик, Лариса Абрамович, Елена Неверова и Денис Зайцев, остальные работники КБ присоединились позже.

ПЕРЕХОДНОЙ ВАРИАНТ И ДРУГИЕ  УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Несколько самосвалов     БелАЗ-75131 в переходном  варианте, где новые пневмо-гидравлические цилиндры подвески были адаптированы     под рамы серийного образца, прошли испытания в Якутии,    в хозяйствах Болгарии, Армении и показали себя с лучшей стороны. Никаких нареканий  от потребителей не поступало, более того, другие горнодобывающие предприятия, в частности расположенные в Узбекистане, заинтересовались этими машинами и, увидев их преимущества, заказали самосвалы с модернизированной подвеской.

Весомость данного мероприятия усиливается еще и тем, что одновременно с подвеской произведена модернизация и других систем самосвала:   передней оси, рулевого управления, тормозной системы       и т.д. Ведь перечисленные усовершенствования, увеличивающие ресурс нашей техники, позволяют на должном уровне поддерживать репутацию Белорусского автозавода как одного из ведущих мировых производителей карьерной техники.

Дмитрий БУЛАЙ


← Список новостей за 2013 год