Работа конструкторов в области модернизации и модификации карьерной техники

21 декабря 2012

 

В ногу с прогрессом

Прежде чем выпускаемая Белорусским автозаводом техника материализуется в пространстве, должна быть досконально продумана ее разработка в чертежах.

Конструкторы предприятия являются «пионерами» при создании каждого нового опытного образца продукции. Ими задается рабочий старт. А от того, насколько четко, оперативно и профессионально точно будет отработан начальный этап, зависит последующая работа производства, качество продукции и ее дальнейший успех на рынках сбыта.

Над чем работал творческий коллектив управления главного конструктора в нынешнем году? С этим вопросом мы обратились к начальнику конструкторского бюро компоновки УГК научно-технического центра Александру Сергеевичу ЗУЁНКУ.

Направления работы

«В текущем году, – рассказал Александр Сергеевич, – мы работали по следующим основным направлениям: расширение типоразмерного ряда карьерных самосвалов по грузоподъемности с целью более полного удовлетворения требований потребителей, позволяющее легче осуществлять выбор оптимальной модели самосвала для конкретных условий эксплуатации; расширение номенклатуры специальных технологических машин (тягачи-буксировщики, поливооросительные машины, фронтальные погрузчики, бульдозеры) и  другой техники для обслуживания и выполнения вспомогательных работ в карьере. Занимались созданием всевозможных бортовых систем, позволяющих на базе компьютерных технологий в оптимальном режиме не только следить за состоянием работы систем самосвала, но и управлять машиной, обеспечивая безопасность процесса движения, уменьшая энергозатраты и получая внешнюю информацию для более безопасной эксплуатации.

Одним из направлений нашей работы было повышение уровня автоматизации труда операторов тяжелых транспортных машин за счет разработки и освоения  высокоинтеллектуальных систем управления, контроля и диагностики; создание комфортных условий для работы водителя на основе последних достижений эргономики, использования новых материалов и конструктивных решений при проектировании рабочего места водителя. Конструкторы занимались также вопросами обеспечения экологической безопасности транспортного процесса путем применения двигателей, соответствующих вводимым требованиям экологичности, создания эффективных средств нейтрализации отработавших  газов и эффективных систем очистки воздуха в кабине и повышение ресурса базовых узлов и систем путем использования новейших материалов и комплектующих, выполнение технических требований потребителя».

 

Новая техника и модернизация

По словам Александра Сергеевича, в 2012 году научно-техническим центром предприятия проделана большая работа по разработке новой техники, испытанию опытных образцов и совершенствованию серийно выпускаемой продукции. «С целью расширения типоразмерного ряда карьерных самосвалов, – пояснил он, – разработаны следующие изделия.

БелАЗ-75440 грузоподъемностью 32 тонны с двигателем QSХ15-С мощностью 325 (435) кВт (л.с.) и ГМП 5+2. При разработке самосвала за основу взято направление по совершенствованию конструкции узлов и систем, соответствию  предъявляемым новым международным требованиям по безопасности, экологии и эргономике, а также увеличению не менее чем в 1,5 раза ресурса самосвала за счет применения новых конструктивных решений по раме, направляющему аппарату подвески, оперению, оптимизации конструкции узлов и систем с частичной унификацией с самосвалами серии БелАЗ-7540.

БелАЗ-75180 c двигателями QSK50-C соответствует требованиям безопасности по выбросам отработавших газов EPA класса Tier2 и приводом переменного тока КТЭ-160 производства компании ОАО «Силовые машины».

Применение трансмиссии переменного КТЭ-160 обеспечивает снижение эксплуатационных затрат и повышение производительности при перевозках, позволяет улучшить тягово-динамические качества и преодолевать более длительные уклоны, увеличивается максимальная скорость до 60 километров в час. Улучшает эксплуатационные характеристики самосвала и снижает стоимость его эксплуатации. Уменьшается время на проведение технического обслуживания, не требуется замена щеток тяговых электродвигателей».

 

Разработка модификаций

Как рассказал Александр Зуёнок, разработаны модификации карьерных самосвалов в уже имеющихся классах грузоподъемности. БелАЗ-75603 грузоподъемностью 360 тонн с двигателем QSK78-С (Tier II), с ЭМТ переменного тока  фирмы «Siemens» MMT400 c системой IGBT. Данный самосвал имеет ряд преимуществ по сравнению со своими предшественниками. Самосвал имеет улучшенные тягово-динамические характеристики – максимальный динамический фактор составляет 26,6%. Улучшенные параметры безопасности: применена активная  система видеообзора, которая включает в состав видеокамеры, радары и тепловизор. Применена современная светотехника. Системы доступа соответствуют последним требованиям нормативных документов. Высокая плавность хода в сочетании  с комфортабельной  кабиной обеспечивают наилучшие условия работы оператора. Наличие многофункциональной системы диагностики позволяет снизить трудоемкость технического обслуживания и ремонта. В конструкции применена система быстрой  заправки топливом и маслами двигателя и гидросистемы. Все вышеизложенное позволяет иметь наименьшую себестоимость горнотранспортных работ. Данный самосвал в конце сентября 2012 года представлен на выставке «Minexpo International 2012» (г. Лас-Вегас, США).

БелАЗ-75315 грузоподъемностью 240 тонн с двигателем MTU DD 16V4000 мощностью 1864(2500) кВт (л.с.), с ЭМТ переменного тока  фирмы «Siemens» MMT260 c системой IGBT. Данный  самосвал имеет ряд преимуществ по сравнению со своими предшественниками.

БелАЗ-7530С грузоподъемностью 220 тонн c двигателем QSK60-C и тяговым приводом переменного тока AEAC240 производства компании «AVIC Supply».

БелАЗ-75581 грузоподъемностью 90 тонн с двигателем QST30-C и электромеханической трансмиссией переменного тока ОАO «Силовые машины».

БелАЗ-75453 грузоподъемностью 45 тонн с двигателем КТА19-С и ГМП (5+2).

Разработана компоновка на карьерный самосвал БелАЗ-75604 грузоподъемностью 360 тонн с двигателем MTU 20V4000 (Tier II), с ЭМТ переменного тока ОАО «Силовые машины» КТЭ-360, карьерный самосвал БелАЗ-75574 грузоподъемностью 90 тонн с двигателем MTU12V2000 (Tier 4i), гидромеханической передачей «Allison», карьерный самосвал БелАЗ-7555H грузоподъемностью 55–60 тонн c ГМП планетарного типа.

Совместно с линейными конструкторскими бюро УГК НТЦ проводится работа по совершенствованию узлов и систем карьерной техники. Внедряются электронные системы управления, контроля и диагностики. Планомерно ведется работа по улучшению условий труда водителя, для чего внедряются новые материалы и конструктивные решения кабины. Ведутся работы по повышению надежности и ресурса базовых узлов и систем путем использования новейших материалов.

Разработана конструкторская документация на ряд карьерных самосвалов по техническим требованиям заказчика: БелАЗ-75135 по техническим требованиям для поставки в Индию; БелАЗ-7555B для поставки в МНР в комплектации с кабиной 7555А-5000002; БелАЗ-75306 по дополнительным техническим требованиям для поставки в КНР; БелАЗ-75315 по дополнительным техническим требованиям для поставки в Австралию; БелАЗ-75307 по техническим требованиям для поставки на ГП «Навоийский ГМК».

 

Перспективные

направления работы

Перспективными темами являются: создание карьерного самосвала БелАЗ-75320 грузоподъемностью 280 тонн с электромеханической трансмиссией, создание дизель-троллейвоза грузоподъемностью 240 и 360 тонн и создание роботизированного карьерного самосвала грузоподъемностью 136 тонн.

Виталия ВАСИЛЕВСКАЯ.


← Список новостей за 2012 год