Оборудование, дающее деталям вторую жизнь

8 ноября 2012

Сверхскоростная струя пламени, издающая звук в 116 децибелов, напоминающий рев двигателя реактивного самолета, врезается в поверхность детали, преображая и упрочняя ее материю…

Так с помощью уникальной установки в механосборочном цехе №2                ОАО «Белорусский автомобильный завод» осуществляется гиперзвуковая металлизация, а проще говоря, напыление рабочей поверхности.

Участок с таким оборудованием изолирован, расположен в специально отведенном помещении, ведь находиться за его «закрытыми дверями» во время работы установки просто невозможно без специальной экипировки, важнейшая деталь которой – защитные беруши.

Об уникальности установки, осуществляющей гиперзвуковую металлизацию, и экспериментальной работе, которая проводится совместно с Национальной академией наук Республики Беларусь, рассказывает начальник механосборочного цеха №2 Дмитрий Заблоцкий. «В ремонтных целях технологию напыления использовали давно. В хозяйствах, где эксплуатируется наша техника, стремились продлить срок службы оригинальных дорогостоящих деталей. Кто-то пытался восстанавливать их, используя сварку, кто-то применял иные методы.

Идея восстановления износившейся поверхности детали на нашем предприятии зародилась еще в 80-х годах и была продиктована самой жизнью. Примерно в это же время в МСЦ-2 и был создан участок напыления для восстановления износившихся элементов детали с целью ее дальнейшего использования. С помощью установленного на участке оборудования появилась возможность давать деталям вторую жизнь, продлевая срок  их эксплуатации…».

Как объяснил Дмитрий Васильевич, многие детали на производстве оригинальны по своей сути, изготавливаются из дорогостоящей легированной стали. После определенного периода эксплуатации у детали изнашивается тот или иной элемент, например, шейка. Казалось бы, мелочь, но деталь уже бесполезна. При использовании технологии напыления рабочая поверхность износившегося элемента восстанавливается, и деталь может эксплуатироваться дальше.

«Воодушевившись положительным итогом восстановления деталей в ходе ремонтных работ, мы решили «запустить» данную технологию в основное производство  после того как Национальная академия наук, с которой  у нас налажено давнее сотрудничество, предложила провести несколько экспериментов с целью практического наблюдения за изученными ею материалами и их влиянием на рабочую поверхность той или иной детали.

Первым под эксперимент попало подманжетное кольцо, которое используется на серийных редукторах мотор-колес. Это тонкостенное кольцо диаметром полтора метра изготовлено из дорогостоящего материала. В ходе эксплуатации максимально работает его наружная поверхность. Следовательно, со временем идет ее выработка. Получается, как только поверхность выработалась, кольцо, грубо говоря, надо выбрасывать. А это, с учетом его стоимости, непозволительная роскошь. Учтя сей нюанс, решили само кольцо изготавливать из дешевой стали (09Г2С или 10 ХСНД), которая серийно используется на производстве, а его рабочую поверхность напылять твердой сталью 65Г. При освоении серийного кольца в целях устранения дефектов для цеха была закуплена дробеструйная установка». 

Как рассказал Дмитрий Васильевич, недавно НАН Беларуси сделала запрос на проведение в условиях цеха еще одного опыта. Академия отслеживает влияние алюминиевого покрытия, нанесенного на внутреннюю поверхность топливного бака. Эксперимент в данный момент проводится. Нанесено соответствующее покрытие. В этом месяце бак будет установлен на машину.

Участок гиперзвуковой металлизации начальник цеха  взял под свое крыло. Сейчас установка задействована в научных экспериментах и живет полноценной производственной жизнью, в рабочем состоянии напоминая о себе мощным оглушительным гулом.


← Список новостей за 2012 год